Полоцкое и Туровское княжество
План изучения раздела
1
Теоретическая часть
изучение теоретического материала
2
Видеоматериалы
просмотр видео по теме раздела
3
Дополнительные материалы
  • Схемы и картосхемы
  • Таблицы
  • Краткие конспекты
4
Тестовые задания
для проверки и закрепления полученных знаний

1. До государственный период

По имеющимся данным, первые люди (неандертальцы) на территории Европы появились примерно 100-35 тыс. лет назад. Самые древние поселения людей на территории найдены археологами возле деревень Юровичи и Бердыж. Они существовали примерно 24-21 тыс. лет до н.э. Одними из первых на территорию Беларуси проникнут племена балтов, которые заселят центральную и северную её часть.

В конце V - начале VII в. в Европе будет проходить "Великое переселение народов". Территория Беларуси не останется не затронутой данным процессом. Преимущественно с юга, а также севера Восточной Европы на территорию Беларуси начнут проникать племена славян. Существует несколько теорий о прародине славян. Целый ряд исследователей прародиной славян рассматривают территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. Данная территория частично граничит с территорией Беларуси. Еще одной популярной точкой зрения является теория, согласно которой прародина славян находилась по течению реки Дунай. В VI-VII вв. славяне делились на три крупные группы: западные, южные, восточные.

Заселение территории Беларуси славянами начнётся в V в., а в период VIII-IX в. происходит процесс массового расселения славян на территории Беларуси. Племена славян мигрировали от р. Припять и на север по р. Днепр, Двина, Березина, Неман и таким образом заселили всю территорию Беларуси. В процессе заселения территории Беларуси славянами - они ассимилировали местные балтские племена. Происходил процесс славянизации балтов. В результате этого местное население в своей основе будет являться славянским, но с элементами и чертами балтских племен.

В результате процесса расселения славян, на территории Беларуси к VIII-IX вв. сложились т.н. союзы племен или объединения восточных славян: дреговичи, кривичи, радимичи. У данных союзов племен существовали зачатки классовой и государственной системы. Дреговичи заселили территорию Белорусского Полесья, а также частично Понеманье и Центральную Беларусь. Существует две теории происхождения названия "Дреговичи". Первая теория гласит, что название происходит от князя Драга, вторая же теория объясняет происхождения названия от слова "дрыгва" (бел. "балота"), что характеризует местность, где проживали племена. Древнейшим и крупнейшим городом дреговичей был Туров.

Кривичи представляли наиболее крупную восточнославянскую общность. Они заселили территорию Центральной и Северо-Восточной Беларуси, а также частично территорию Смоленской и Псковской земли. Кривичи, которые проживали на территории Беларуси, получили название "кривичи-полочане", так как проживали на территории прилегающей к Полоцку, а сам город являлся их столицей. Происхождение названия учёные сводят либо к имени "Криво-Кривейто", либо от степени родства "по крови", "кровные".

Племена радимичей заняли территорию юго-восточной Беларуси, а также районы Смоленской и Брянской земли. Одной из наиболее распространенных теорий происхождения названия радимичей, является версия происхождения от имени князя Радима. Данная версия подтверждается письменными источниками и упоминаниями.

Между кривичами, радимичами и дреговичами существовали определенные отличия. Они могли выражаться как в особенностях хозяйственной жизни (обряды погребения, традиции) или различных украшениях (дизайн, форма), так и в особенностях управления. Постепенно у славян на территории Беларуси начнёт формироваться политическая иерархия и зачатки государственной структуры. Возникли первые государственные образования в виде княжеств, где во главе стояли князья. Титул князя передавался по наследству, а сам князь являлся владельцем значительной собственности, имел собственную дружину, управлял жизнью княжества.

С приходом на территорию Беларуси славянских племен - начнут появляться и первые города. Изначально местное население жило в укрепленных городищах, которые выступали способом защиты от соседей и иных напастей. В последующем, с увеличением численности населения, а также развитием системы управления и появлением князей - городища начнут превращаться в города, а сами города будут выступать в качестве административных и торговых центров. Древнебелорусский город состоял из двух частей: укрепленного детинца (града) и остальной части (посад). В основном города на территории Беларуси получили своё название либо от имен князей, либо от названия рек, на которых они были основаны.

Основным занятием местного населения являлись земледелие и животноводство (производящее хозяйство). Второстепенными занятиями являлись охота, рыболовство, бортничество, собирательство (присваивающее хозяйство). Сельское хозяйство славян было изначально представлено мотыжным и подсечно-огневым. Подсечно-огневое хозяйство представляла из себя процесс вырубки леса, последующим сжиганием пней и засеванием освобожденного участка земли. Землю обрабатывали бороной-суковатой. В последующем славяне перешли к пашенном земледелию. Основной системой обработки земли выступало двух или трехполье. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами являлись рожь, просо, пшеница.

ремесленные изделия.

2. Полоцкое и Туровское княжество

Полоцкое княжество

Согласно Повести Временных лет, в 862 г. произошло призвание варягов, во главе с легендарным князем Рюриком, на Русь. Именно с этого момента берет своё начало Киевская Русь - древнерусское государство восточных славян. В 882 г., уже наследник Рюрика, князь Олег совершит поход на Киев, подчинив по дороге племена славян, и перенесёт столицу молодого государства на берега Днепра. В состав Киевской Руси входили все современные земли Беларуси, в том числе территории Полоцкого и Туровского княжества.
Впервые Полоцк упоминается в летописи "Повесть Временных лет" в 862 г. При этом, к тому моменту, город представлял из себя достаточно крупное поселение и занимал важное место в политической и экономической жизни региона. Город располагался на реке Западная Двина, по которой проходил важнейший торговый путь "Из Варяг в Греки", соединявший Северную Европу с Византийской империей. Выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, обеспечило Полоцку быстрый рост и превращение его в крупный торговый и ремесленный город Киевской Руси. Именно Полоцкое княжество, занимавшее всю современную Витебскую область и частично северную часть Минской, стало первой формой раннефеодальной государственности на белорусских землях.
Первым достоверно известным полоцким князем был Рогволод. Согласно имеющимся данным, он имеет либо балтское, либо варяжское происхождение. Полоцк занимал важное место не только в экономической, но и в политической жизни Киевской Руси. Полоцку придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом - политических центров Руси. Князь Рогволод согласился отдать свою дочь Рогнеду замуж за киевского князя Ярополка, при этом отказав новгородскому князю Владимиру. Данное событие послужило поводом для начала войны, в результате которой Полоцк был взят и сожжен Владимиром, Рогволод и его сыновья убиты. Рогнеда была насильно выдана замуж за Владимира. В последующем Владимир убьёт Ярополка и станет Великим Князем Киевским. Именно при Владимире в 988 г. произойдет крещение Руси, а само княжество достигнет точки наивысшего могущества.
После замужества Рогнеда получила имя Горислава. По одной версии оно означает "сияет славой", а по другой версии - "известная горем". И хотя у Владимира и Рогнеды были дети, сама Рогнеда теплых чувств к мужу не питала. Рогнеда даже попыталась убить Владимира, однако покушение закончилось неуспешно. По законам того времени Рогнеду ждала смерть, однако за мать с мечом в руках заступился малолетний сын Изяслав. Поступок Изяслава впечатлили Владимира и по совету своих бояр (феодалов) он выслал Рогнеду вместе с сыном на родину, в Полоцкую землю. Там был построен город, который получит имя Изяславль в честь сына Рогнеды. Сама Рогнеда уйдет в монастырь, где возьмёт имя Анастасия и войдет в историю, как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь в Восточной Европе. Изяслав в последующем будет приглашен на княжение в Полоцк, где станет известен ка князь-книжник, занимавшийся расширение письменности и распространением христианства в Полоцкой земле.
Усиление Полоцкого княжества произойдет при сыне Изяслава - Брячиславе (правил в 1003-1044 гг.). Брячислав расширил территорию Полоцкого княжества, а также усилил контроль за торговым путём "Из варяг в греки". Однако успехи Брячислава были недолгими. В последующем он был разбит войсками киевского князя Ярослава Мудрого, желавшего контролировать торговый путь.

Правление Всеслава Чародея

При сыне Брячислава - Всеславе, прозванного Чародеем, произошло дальнейшее усиление княжества. Прозвище "Чародей" Всеслав получил из-за того, что он якобы родился с помощью и в результате колдовства. Ходили также легенды, что Всеслав мог обращаться то ли в зверя, то ли в оборотня. Правление Всеслава Чародея длилось более 50 лет (с 1044 по 1101 гг.). Он расширил территорию Полоцкого княжества, а также захватил и сжег Новгород. В ответ на это трое сыновей Ярослава Мудрого организовали поход на территорию Полоцкого государства. 3 марта 1067 г. на р. Немига (современный Минск) состоялась битва между войсками братьев и Всеслава. В "Слово о полку Игореве" содержаться сведения о битве. Битва не выявила победителя. Тогда сыновья Ярослава Мудрого обманом заманили Всеслава на переговоры, пообещав не трогать его и его сыновей, однако нарушили клятву, схватили его и бросили в тюрьму в Киеве. В последующем Всеслав будет освобожден восставшими киевлянами и даже 7 месяцев будет Великим Князем Киевским, однако в последующем вернется в Полоцк. Во время его правления Полоцкое княжество достигнет максимального и наивысшего подъёма. При его сыновьях Полоцкое княжество потеряет былое могущество и начнёт приходить в упадок, распавшись на более мелкие княжества (например, Минское, Витебское, Изяславское). Начнётся период феодальной раздробленности.

Княжеско-вечевой строй

Система княжеского правления в Полоцке сочеталось с властью вече - общего собрания взрослых мужчин, имевшего права назначать или снимать с должности князя. Решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал или не поддерживал. Вече решало наиболее важные государственные вопросы, заключало договоры или объявляло войны. Сам князь командовал войсками, занимался сбором дани. Войско Полоцкого княжества состояло из дружины князя (профессиональные войны) и ополчения (горожане, прозывавшееся на время войны). Суд также осуществлял князь или его представители. Наиболее известным сборником законов того времени является "Русская Правда" Ярослава Мудрого, которая также действовала и в Полоцком княжестве. Наиболее распространёнными формами наказания являлись денежные штрафы или физическое наказание, однако существовали и преступления, за которые предусматривалась и смертная казнь (кровная месть).

Туровское княжество

Туровское княжество располагалось на территории современного белорусского Полесья. Центром княжества являлся город Туров, впервые упоминающийся в 980 г. После образования Киевской Руси – Туровское княжество оставалось в серьезной зависимости от Киева. Зачастую Туровское княжество подчинялось наследнику киевского престола – старшему сыну Киевского князя. Фактически туровская земля являлась волостью киевских князей, что значительно отличает его от Полоцкого княжества, которое во многих вопросах оставалось самостоятельным.

Только в середине XII в. в Турове установилась самостоятельная княжеская династия. Крупным городом Туровского княжества был Пинск. Он располагался на важном водном пути из Киева в Польшу. Благодаря этому Пинск играл важную роль в экономической и политической жизни Туровского княжества. С течением времени Пинск возвысился над Туровом. В период феодальной раздробленности Туровское княжество распадётся на ряд мелких княжеств.

3. Хозяйственная жизнь

Хозяйственная жизнь восточных славян в IX в. характеризуется зарождением и становлением государственности и зарождением феодального социально-экономического уклада жизни. Возникает имущественное неравенство, разделение на богатых и бедных. Земля начинает становится частной. Появляются феодалы – владельцы определенного количества земель. Феодалы начали передавать землю от отца к сыну, т. е. по наследству. К VIII в. племена будут жить в рамках соседской общины. Люди стали жить отдельными сообществами и самостоятельно вести хозяйство.
Начнут появляться князья, которые изначально будут лишь командовать дружиной (армией), но в последующем начнут выполнять и административные функции по управлению племенами. Князь вместе с дружиной будет собирать с подвластного населения дань в виде натурального продукта. Князья также превратятся и в судей, решающих споры между жителями племени.
Изменится положение и простых крестьян. Если изначально они были свободными общинниками, то постепенно они начнут становится зависимыми от феодала. Полностью утратившие свободы и самостоятельность люди назывались «холопами», зависимые полусвободные крестьяне получили название «смерды». Смерды имели личную свободу, но земля, которой они пользовались, принадлежала феодалу. Зависимые крестьяне были обязаны выполнять повинности в пользу феодала.
Основным занятием местного населения являлись земледелие и животноводство (производящее хозяйство). Второстепенными занятиями являлись охота, рыболовство, бортничество, собирательство (присваивающее хозяйство). Сельское хозяйство славян было изначально представлено мотыжным и подсечно-огневым. Подсечно-огневое хозяйство представляла из себя процесс вырубки леса, последующим сжиганием пней и засеванием освобожденного участка земли. Землю обрабатывали бороной-суковатой. В последующем славяне перешли к пашенном земледелию. Основной системой обработки земли выступало двух или трехполье. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами являлись рожь, просо, пшеница.

В VIII–IX в. начнется процесс зарождения городов в виде укрепленных городищ. Причинами возникновения городов станет отделение ремесла от земледелия, развитие обмена и торговли, концентрация ремесленников в одном месте и необходимость защиты местного населения. Города возникнут как центры ремесла и торговли и строились на перекрестках рек и дорог.

Города были деревяными. Внутренняя часть города, укрепленная валами и стенами, получила название детинец. Поселение ремесленников и торговцев вокруг детинца – называлось посад. Города по численности населения были небольшими. Города также выполняли функции резиденции князя. Самым древним белорусским городом считается Полоцк, который впервые упоминается в 862 г. К X в. относится возникновение таких город как Туров, Заславль, Витебск. В XI в. впервые упоминаются Брест, Минск, Пинск.

Происхождение названий городов связано с несколькими источниками. Ряд городов получили название от реки, на берегу которой они возникли (Полоцк – Полота, Пинск – Пина, Гомель – Гомий). Ряд городов названы в честь легендарных правителей (Туров, Заславль, Браслав, Борисов).

На территории Беларуси также были представлены различные виды ремёсел. Среди наиболее популярных стоит отметить кузнечное дело (изготовление металлических орудий труда и оружия), гончарное (глиняная посуда), кожевенное (обработка шкур), бондарное (бочки), прядение и ткачество (одежда). Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Ремесло постоянно совершенствовалось, использовались новые технологии и средства производства. Развитие ремесла приведет к возникновению торговли. Основными предметами торговли выступали зерно, мёд, воск, меха, а также ремесленные изделия.

4. Религиозное и культурное развитие

Принятие христианства

Изначально население Киевской Руси являлось язычниками (вера во множество богов) и поклонялись различным богам (Перун, Велес, Сварог и т.д.), однако возникла необходимость принятие христианства. Данный факт был вызван как тесными экономическими связями с христианской Европой, так и желанием Киевских князей занять место в европейской политике. Население Древней Руси было знакомо с христианством еще за долго до его принятия местным населением. Киевские князья совершали походы на Царьград (Константинополь) - столицу Византийской империи, одного из центров христианской веры. Помимо этого активные экономические и торговые связи связывали две страны.
В 988 г. Великий князь Киевский Владимир принял христианство. Ему пришлось отказаться от многоженства и среди прочего выслать Рогнеду с сыном в построенный для них город Изяславль. Принятие христианства стало для Руси знаковым событием и оказало влияние на все сферы жизни государства и общества. В 992 г. в Полоцке князем Изяславом будет основана первая христианская епархия на территории Беларуси, а Рогнеда и Изяслав станут одними из первых христиан Полоцкой земли. Епархия - церковный округ (район). Распространение христианства проходило под знаком борьбы с язычеством (многобожьем). Однако, несмотря на все усилия местных князей, христианство и язычество достаточно долго, вплоть до конца XIII в. соседствовали друг с другом. Местное население могло быть обращено в христианство и насильно, против его воли.

Развитие письменности

Распространение христианства привело к развитию письменности. Основой для развития письменности стала "кириллица", получившая широкое распространение в XI в. и созданная христианским монахами из Византии Кириллом и Мефодием. О распространении письменности свидетельствуют найденные "Борисовы камни" и "Рогволодов камень". В Бресте также был найден гребень, содержавший последовательно расположенные буквы алфавита. Но наибольшую ценность представляют т.н. берестяные грамоты (березовая кора, с нацарапанными буквами). На территории Беларуси их обнаружили под Витебском и Мстиславлем.
В XI в. распространение получило летописание - запись событий по годам в хронологическом порядке. Одной из самых известных летописей является "Повесть временных лет", написания монахом Нестором и содержащая в том числе сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее и других событиях. На территории Беларуси самой ранней рукописной книгой является Туровское евангелие (книга Нового Завета). Оно было украшено разноцветными заглавными буквами, материалом служил пергамент, обложкой являлись две доски, которые были обтянуты кожей.

Деятельность религиозных просветителей

Распространению письменности и христианству способствовала деятельность религиозных просветителей. Одной из наиболее известной является Ефросинья Полоцкая (дочь полоцкого князя, внучка Всеслава Чародея, в детстве - Предслава). Не желая выходить замуж за одного из князей - она сбежала в женский монастырь и выбрала путь служения Богу. Основала мужской и женский монастырь, открыла в монастыре школу для женщин, организовала переписывание церковных книг. По её заказу из кипарисового дерева был сделан крест Ефросиньи Полоцкой (автор: Лазарь Богша). Его поверхность была обложена золотыми и серебряными пластинами, где содержались изображения святых, а также были выбиты надписи на кириллице. Крест был утерян и в настоящее время была восстановлена лишь его копия. На склоне жизни Ефросинья отправилась в паломничество на Святую землю в Иерусалим, где и скончалась. Ефросинья является первой из восточнославянских женщин, провозглашенной святой.
Туровский епископ Кирилл также является одним из религиозных просветителей. Кирилл Туровский замуровал себя в небольшой монастырской башне и жил там как отшельник. Там он как читал и писал религиозные книги, так и писал обращения к верующим, молитвы-исповеди, притчи. За своё красноречие Кирилл Туровский еще при жизни получил прозвище "Златоуст", а в его произведениях выражалось отношение к повседневным событиям с точки зрения христианской морали, осуждались плохие поступки и грехи даже самих князей. Кирилл Туровский канонизирован Русской православной церковью в лике святителя, а на территории Беларуси, в т.ч. в Гомеле, ему установлены памятники.

Развитие архитектуры

Распространение христианства способствовало и развитию архитектура, а в частности каменному зодчеству. Выдающимся архитектурным памятником является Софийский собор, построенный в Полоцке при Всеславе Чародеи. Данный храм являлся третьим такого типа на территории Киевской Руси (в Киеве и Новгороде). Собор имел пять или семь куполов, выполнен из плоского кирпича и был украшен фресками (роспись красками по штукатурке). До наших дней Собор дошел в очень изменённом виде. Еще одним примером каменного зодчества является Спасская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкий зодчим Иоанном.

В Гродно в XII в. была возведена Коложская (Борисо-Глебская) церковь. Стены церкви украшены вставками из цветного камня и керамическими плиткам, создающими определенный рисунок. Особенностью церкви также являются вмурованные в стену глиняные горшки. Они позволяли более лучше слушать молитвы и голоса священников. Памятником каменного оборонительного зодчества является Каменецкая башня в Брестской области. Высота башни 30 метров, а диаметр 13. Толщина стен - 2.5 метра. В литературе можно встретить название "Белая вежа", что связано с наличием белых ниш.

Христианство способствовало культурному подъёму белорусских земель. Благодаря ему на территории Беларуси появилась письменность, началось массовое строительство каменных сооружений, просветительская и миссионерская деятельность.

Дополнительный материал

Схемы, картосхемы, таблицы, краткие конспекты

© All Rights Reserved. СШ 15
Vola__Ch@mail.ru
Made on
Tilda